Четверг
02.05.2024
00:33
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Cайт учителя начальных классов Титовой Светланы Анатольевны
Главная Регистрация Вход
Методическая копилка »
Меню сайта

Категории раздела
литературное чтение [7]

Поиск

Главная » Файлы » Литературное чтение » литературное чтение

Настоящая дружба. Какова она?
[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] 30.01.2013, 23:28


 Урок литературного чтения по теме

«Настоящая дружба. Какова она?»

по произведению В.А. Осеевой  «Три товарища»

Цели:

·         познакомить детей с произведением В.А. Осеевой «Три товарища» в целях расширения их литературного кругозора, развития умений работы с текстом, обучения составлению характеристики внутренних качеств героев;

·         продолжить работу по осмыслению проблемы дружбы.

 

Задачи:

 

1.        формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название описание, способствовать формированию понятий «друг», «ДРУЖБА»;

2.        развивать умение работать с текстом: определять жанр, тему, главную мысль; анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом;

3.        развивать речь детей, обучая  их построению собственных высказываний;

4.        воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать ее, выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;

5.        способствовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки, доброжелательного отношения к окружающим, формированию качеств, помогающих установлению дружеских взаимоотношений.

Оборудование:

·         текст произведения В.А.Осеевой «Три товарища»

·         выставка детских журналов;

·         выставка книг В.А. Осеевой;

·         портрет В.А.Осеевой;

·         аудиозапись песни «У друзей нет выходных»

·         словарь характеристик

·         пословицы

·         иллюстративный материал к тексту.

 

Ход   урока

 

I.                    Организационный момент –

Сегодняшний урок проходит в необычной обстановке – у нас присутствуют гости. Мы приветствуем всех гостей и рады будем работать вместе.

 

II. Актуализация знаний

    Учитель – С какими печатными изданиями мы  работали на последних уроках?           

      Ученик – Детскими журналами.  

     - Перечислите название журналов, которые вы уже  знаете и читали. 

     - С        произведениями       каких      авторов     мы   познакомились?   

    - В какой форме они написаны?

    - Какие они по характеру ?

 

III.Самоопределение к деятельности

Учитель – Сегодня я хочу предложить вашему вниманию одно произведение, которое было напечатано в журнале «Мурзилка» очень давно, еще когда я училась в школе.

 

-Вы хотите узнать, что это за произведение?

 

Учитель. – Это произведение тесно связано с темой нашего урока. Поэтому, чтобы узнать , что это за произведение, давайте   определим тему урока. Для этого  прослушайте отрывок из песни.

 

Звучит песня «У друзей нет выходных»

 

- О чем эта песня?

 

- Можно сказать, что она о вас и ваших друзьях?

- Так  какова  тема  урока? 

(название темы крепится к доске)

- Попробуйте определить цель урока.

 

1. Прочтение произведения и работа над ним.

- Как вы  думаете, говоря о дружбе,   какие

  вопросы мы здесь будем  решать?

 

·         Какими качествами должен обладать друг? 

·         Что нужно делать, чтобы сохранить дружбу?

·         Словесный портрет настоящего друга

(крепятся на доске)

 

IY. Работа по теме урока

 

1). Знакомство с текстом произведения.

 

а) Совместное прочтение рассказа цепочкой. Начинает учитель. (Заключительная часть рассказа не прочитывается, она закрыта, дети эту часть не видят).

 

Учитель. Ваши предположения, как закончился этот рассказ.

(работа по группам)

 

Каждая группа предлагает свое окончание рассказа.

 б) дети самостоятельно дочитывают рассказ

 

Учитель.

-Совпало ли ваше окончание рассказа с тем, авторским?

 

2).  Погружение в ситуацию

Ресурсный круг. 

       Учитель. – Мы стали свидетелями происходящих       событий. Расскажите, что увидел каждый из вас,что услышал, что почувствовал. 

        Учитель. В каких эпизодах при чтении вы         испытали тревогу и почему?                 

Ученики. В разговоре Вити  с Колей и Мишей. Все дети завтракали, Витя свой завтрак потерял и стоял в сторонке, а Коля и Миша осуждали        его и советовали куда надо класть завтрак.

Учитель. А когда настроение стало солнечным,      светлым? 

Ученики. При чтении третьей части рассказа, когда другой ученик, ничего не говоря, поделился своим завтраком с Витей.

 

3). Восстановление текста по картинке. 

- Посмотрите как представил происходившую ситуацию художник, который нарисовал иллюстрации к произведению В.А.Осеевой.

Найдите в рассказе отрывки, иллюстрациям.

Зачитайте. 

     4). Составление плана. 

 - На сколько частей можно разделить текст? 

- Давайте придумаем название каждой части. 

Примерно:

  •  В сторонке от друзей. 

  •  Упреки ребят. 
  •  Помощь друга.

- В какой части рассказа раскрывается главная мысль? 

5). Анализ героев произведения 

Учитель. Назовите героев рассказа. 

Дети называют имена мальчиков. 

Учитель. Кто из героев вам понравился? Почему?

 Учитель. Кто не понравился? Почему?

 (Коля и Миша, потому что они не помогли товарищу, не поделились с ним завтраком). 

Учитель. Если бы с вами играли в игру «Тепло и холодно», то с кем из героев вам было бы тепло? Почему? 

- Кто же оказался настоящим другом? 

Учитель. Значит Володя  обладает набором определенных качеств характера, которые его делают настоящим другом? Но в тексте ни разу о них напрямую не упоминается, так может быть их у Володи нет? 

Ученики. Есть. 

Учитель. Можно ли на примере героя рассказа Володи составить портрет настоящего друга?

- Попробуйте определить те качества настоящего  друга, которыми обладает Володя.

(работа в парах)

(Сильные дети пробуют определить качества самостоятельно, при затруднении можно обратиться к словарю характеристик, которыми пользуются более слабые дети).

 Все характеристики выносятся на доску.

 

Словарь характеристик

 

ü  Драчливый

ü  Надежный

ü  Веселый

ü  Скромный

ü  Внимательный

ü  Смелый

ü  Заботливый

ü  Злой

ü  Безразличный

ü  Вредный

Учитель. – Так какими же качествами должен обладать друг? Могут ли быть выделенные характеристики ответом на вопрос, поставленный в начале урока.

(ответы детей) 

Учитель. – Если друг обладает всеми перечисленными качествами, то что можно сказать о дружбе?

Учитель. Возьмите    листочки   с     пословицами    и   выберете ту пословицу, которая по  смыслу       подходит        к       теме 

                   нашего   урока.     Обоснуйте      свой       выбор.  (Пословицы               отпечатаны       на       отдельных      листах.

                  Выбранную  пословицу  ребята  фиксируют             на доске)

    (работа в группах)

 

1 группа.

- Тихая вода берег не подмывает.

- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

 

2 группа.

- Делу время, а потехе час.

- Друзья познаются в беде и в радости.

3 группа.

- Вежливость открывает все двери.

- Дружба заботой, да подмогой крепка.

 

ж) Рефлексия

- Оцените свои достижения на уроке.

 

Ученики выполняют цветовую диагностику, заполняя таблицу.

К) Домашнее задание:

1.составить словесный портрет друга

2.дополнительные задания по желанию ( распечатаны на цветных листах, разной  степени сложности).

 

Итог урока.

О чем говорили на уроке.

Звучит песня «У друзей нет выходных»

Ресурсный круг: «Пожелание другу».

 

 

 

 

Категория: литературное чтение | Добавил: fOrZ
Просмотров: 1542 | Загрузок: 30 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]