Конспект
урока по окружающему миру
по
программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»
Тема: «Кто такие птицы?»
Цели:
1. Формировать у
учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями;
познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их
обитания; учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять
существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому
исследованию предметов природы.
2. Создать условия для
развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития
творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.
3. Воспитывать доброту,
ответственность, чувство любви к природе и умение ценить прекрасное;
формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.
Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная
доска, презентация, учебник
«Мир вокруг нас» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), муляжи птиц,
перья птиц, ножницы, лупа, стаканчик с водой.
Планируемые достижения
учащихся: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями;
научиться приводить примеры птиц.
Ход
урока
Ι. Организация класса.
-
Здравствуйте ребята! Совсем скоро начнётся наш урок. Но прежде давайте
поприветствуем наших гостей, которые пришли к нам. Повернитесь, посмотрите,
поздоровайтесь.
А
теперь всё внимание на меня. - Что у меня в руке? (Перо птицы). - Я уроню его,
а вы внимательно послушайте и попробуйте сесть так же тихо, как падает это
перо.
ΙΙ. Актуализация знаний.
-
Давайте вспомним темы предыдущих уроков. С какими группами животных мы
познакомились? Я проведу небольшой опрос. А вы будете мне отвечать с помощью
сигнальных карточек. Итак, я диктую предложения, если вы согласны с
высказыванием, то поднимаете вверх красную карточку, если нет – то синюю.
а) Муравей, пчела, стрекоза –
насекомые. (Да)
б) У насекомых три пары ног. (Да)
в) Акула – речная рыба. (Нет)
г) Рыбы живут в воде. (Да)
д) Паук – это насекомое. (Нет)
е) Тело у всех рыб покрыто чешуёй.
(Нет)
– А у каких рыб тело не покрыто
чешуёй? (сом, налим, акула…)
Молодцы!
ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1 К нам на урок пришел муравей Вопросик. Слайд 2 Он приглашает нас в лес
на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного. Какие запахи можно
почувствовать? А кого можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц). Слайд 3 Как нужно себя вести в лесу? Какие звуки можно
там услышать?
- Попробуйте отгадать,
чьи это голоса?
Слайд 4 (дети слушают и отгадывают птичьи голоса – воробья, синицы, вороны).
-
А как вы думаете какую учебную задачу мы сегодня будем решать на уроке? Слайд 5 (Кто
такие птицы и чем они отличаются от других животных).
ΙV. Постановка проблемного вопроса.
-
Послушайте кого увидел в лесу Муравьишка. Слайд 6
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и
солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая
ночная бабочка. С резким свистом
промчалась над лесной тропинкой летучая
мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное
животное, похожее на белку.
-
Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы - подумал Муравей.
Действительно
ли все они — птицы? - А вы как думаете,
ребята? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка
— насекомое).
-
Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о
котором сказал Муравей?» Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?
V. Изучение нового материала.
1. Выявление
существенного признака птиц.
-
Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий существенный признак птиц, который отличает их от других
животных. Важный признак для птиц – умение летать? И все ли птицы умеют летать?
Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые.
А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица.
Как вы считаете, что это за признак? (этот признак - перья).
-
Кто такие птицы? Слайд 7 (Животные, тело которых покрыто перьями).
Физминутка
«В поход» + физминутка для глаз
2. Знакомство со
строением тела птицы. Работа по учебнику.
-
Давайте познакомимся со строением птицы. Откройте учебник на стр. 24.
Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Какие части тела можно выделить?
А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма
тела помогает ей быстро летать.
Птичий нос
не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что
пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми,
клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют
пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят
перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.
У
птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге
4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких
как утка (см. муляж) между пальцами – кожные
перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.
Крылья поднимают
птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению
напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь,
она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Всё
тело у птиц покрыто перьями (см. муляж) Ни у каких других животных перьев нет.
Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это
одежда птиц. - Каких птиц ещё видите на рисунке? (гусей). - Какой части тела у
них не видно? Почему? (гуси прижимают лапки к телу, когда летят) - Гуси, голуби
– это птицы? Почему? Докажите.
Прочитайте вывод Мудрой черепахи по учебнику.
-
А сейчас я проверю как вы запомнили все части тела птицы. Я буду показывать, а
вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, ноги, клюв, шея) или ребёнок у
доски показывает все части тела птицы. Слайд 8
Физминутка
Совушка-сова
Большая
голова,
На
пеньке сидит,
Головой
вертит,
Ножками
топ-топ,
Крылышками
хлоп-хлоп,
Во
все стороны глядит,
Да
как полетит!
3. Практическая
работа в паре.
А сейчас поработаем в парах.
-
Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?
-
Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. А чем они занимаются? (Исследуют,
наблюдают, размышляют, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся. У вас на
столах лежат разные перья.
-
Сравните перья. Чем различаются? Чем они похожи? (Размер, форма, окраска –
одинаковое строение).
-
Каждое перо имеет стержень. Найдите
его. Почему эту часть пера так называют? (Похожа на стержень ручки, которой мы
сейчас пользуемся.)
-
А еще у пера есть бородки. Найдите
их. Обратите внимание, как бородки соединены друг с другом у больших и малых
перьев. Аккуратно разъедините бородки. Как соединены бородки между собой у
больших перьев? (Есть маленькие крючочки,
у маленьких – крючочков нет). Для
чего птицам нужны большие перья? И
называют их полётными.
Маленькие
пёрышки - они мягкие, пуховые перья.
Для чего птицам нужны пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло).
-
Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему
полетели перья? (Они очень легкие).
-
Почему перья легкие? Что у них внутри? (пустота). Посмотрим и убедимся. (Возьмите
ножницы и отрежьте кончик стержня) Да, перо полое, внутри пусто.
-
Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? (Перо
осталось сухим, вода скатилась капелькой). Птицы смазывают свои пёрышки
жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит,
перья защищают птицу от воды и сырости.
Вывод по практической работе:
-
Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную
роль в нем играют перья. Перо имеет
стержень и бородки. Большие перья на
крыльях помогают птицам летать, маленькие
перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает
птицу.
-
Скоро зима. Не забывайте, что нашим
пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица
погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте
насыпать птичкам корм.
-
Обратите внимание на изображения в учебнике (с. 24) пера и чернильницы. Почему
они нарисованы рядом? Раньше перья использовали вместо ручек, писали чернилами.
- Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике. Чем
она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина). Я вам принесла пёрышко от хвоста павлина. У
павлина очень красивый и яркий хвост.
VI.
Расширение представлений детей о многообразии мира птиц.
Посмотрите
на картинку в учебнике и назовите птиц (с. 25). Каких птиц вы видели у нас в
Архангельске и Архангельской области? На уроке обучения грамоте мы
познакомились вот с такой книгой. Что это за книга? (
Красная книга Архангельской области) Наша планета заселена множеством
различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень
мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Если животное занесено в
Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Есть птицы,
которые тоже занесены в Красную книгу. Это серый журавль, чайка, филин, серая
куропатка, беркут, малый лебедь, орлан-белохвост и другие. 36 птиц занесены в Красную книгу и охраняются на
территории Архангельской области.
-
А сейчас давайте посмотрим ещё несколько слайдов
о птицах. Слайды с 9 - 12
Одновременно
учитель может читать детям загадки. Например:
У
нее глаза большие,
Хищный
клюв всегда крючком.
По
ночам она летает,
Спит
на ветке светлым днем.
(Сова)
Кто
в берете ярко-красном,
В
черной курточке атласной?
На
меня он не глядит,
Все
стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненька шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
VII.
Итог урока. Рефлексия.
-
Муравей Вопросик просит еще раз сказать ему, кто такие птицы (животные, тело
которых покрыто перьями). Приведите примеры птиц.
- Понравился ли вам
урок? С каким настроением вы работали?
Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
- Какое задание на
уроке было самым интересным?
- Было ли трудно?
- Вы молодцы! Мне было
приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.
- Скажите себе: «Я
молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».
|