Тема: Золотое правило этики.
Цель: Способствовать
формированию мотивации к неосуждению других людей на основе золотого правила
этики.
Задачи:
1. Дать
представление о сути и евангельском
контексте золотого правила этики.
2. Уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках.
3. Научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему
человеку с точки зрения ценностей православной культуры.
Основополагающий вопрос: Как уберечься от осуждения других?
Ведущая идея урока: «Человек и его дурные поступки не одно и то же»
ХОД УРОКА:
1) Организация
класса.
2) Вступительная
беседа.
- Ребята,
представьте себе, что вы живете на одной улице. Однажды глубокой ночью вы
выглянули из окна и увидели, как идет человек.
- Какие у вас возникнут
мысли о столь позднем прохожем? (Ответы
детей)
- Почему ваши
предположения оказались такие разные?
- Найдите ответ
на этот вопрос в учебнике (указать 4 абзац). Сделайте вывод.
- Посмотрите,
какие мы разные. А что может быть у нас общего? (Ответы детей: общей может быть парта, класс, школа, и т.д.)
3) Постановка темы урока.
а) Работа в группе.
- Придумайте
одно правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостной (Ответы детей: быть милосердным;
помогать друг другу; не осуждать; не драться, а уметь прощать; не обзываться, и
т. д.)
- Напишите свое правило на листочках и поместите их на
доске.
- Как много
получилось замечательных правил.
- Посмотрите,
какие они все разные.
- А может ли существовать
одно правило на все - все случаи жизни? (Ответы
детей)
- Это правило
знает весь мир. Это правило – золотое.
б) Индивидуальная работа.
- На первый
взгляд - сложно сформулировать его. Но я вам помогу. Раздам вам подсказки – тесты
(см. приложение). Если вы их решите, значит, и определите это золотое правило.
- Может, теперь
вы сможете сформулировать правило, которое принято у христиан называть золотым
правилом этики?
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними».
- Об этом
правиле мы сегодня будем говорить.
4) Работа над темой урока.
- Легкое
правило? (Ответы детей)
- Это правило
очень важное. Недаром названо золотым.
- Что такое
золото? (Ответы детей).
- Почему это
правило названо золотым? (На доске
представлены варианты). Подумайте и выберите правильный ответ:
·
Это правило помогает жить людям в мире.
·
Это правило нужно выполнять, чтобы все говорили: «Какой
же это воспитанный человек!»
а) Работа в парах.
- Как вы
думаете, откуда люди узнали о золотом
правиле нравственности? (Ответы детей).
- Весь мир знает
это правило, потому, что его дал Христос. Как его исполнить, Христос тоже
сказал. Хотите узнать? (Ответы детей).
В учебнике на
стр. 47 мы сейчас об этом прочитаем. Каждая пара расскажет об одной особенности
исполнения этой заповеди.
1 пара. «…Не
судите, да не судимы будете…»
2 пара. «… и
какою мерою мерите, такою мерою мерите, такою и вам будут мерить...»
3 пара. «…что ты
смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревно в своем глазе не
чувствуешь?...»
4 пара. «…вынь
прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата
твоего…»
5 пара. «Будьте
милосердны, как и Отец ваш милосерд...»
6 пара. «…Прощайте
и прощены будете…»
Выберите одну из
формулировок, которые написаны на доске и соотнесите ее с выводом вашего
высказывания.
На доске:
1 пара. Не осуждать
2 пара. Быть щедрым.
3 пара. Помнить о своих ошибках, поступках.
4 пара. Исправлять (в покаянии) свои ошибки, поступки.
5 пара. Быть милосердным.
6 пара. Уметь прощать.
-Каков общий
вывод? (Ответы детей: «Итак, как
хотите…»)
б) Работа с картиной.
- Кто изображен
на этой картине? (Ответы детей)
- Как называется
эта картина? (В. Поленов «Христос и грешница».) (Ответы детей)
- Найдите здесь
Христа. Почему вы так считаете? (Ответы
детей)
- Найдите здесь
грешницу. Почему вы так считаете? (Ответы
детей)
- Что здесь
происходит? (Ответы детей)
- Женщину ведут
на суд. Вокруг Христа множество народа. Почему? (Ответы детей: Он исцелял, воскрешал, Его уважали как Великого
Учителя…)
- Были в Иудее
строгие правила. И по закону того времени ее могут побить камнями до смерти.
- Она знает, что
с ней будет? (Ответы детей)
- Как вы
думаете, много камней полетит в нее? (Ответы
детей)
- Она это
понимает? (Ответы детей)
- Какие чувства
она испытывает? (Ответы детей: стыд,
страх, отчаяние, надежду…)
- Что
произойдет, если изобразить следующий момент? Побьют или не побьют? (Ответы детей)
в) Чтение учителем: «Христос не
стал призывать людей нарушить закон. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит
из вас, кто сам не согрешил».
- Как вы
думаете, сколько камней полетело? (Ответы
детей)
- Чтение
учителем: «Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись».
В нее не полетел ни один камень…
- А какую
ключевую фразу вы выбрали бы в этом
случае?
·
«Человек и его дурные поступки не одно и то же».
·
«Каждому по заслугам».
- Почему же
осуждение - это плохо? (Ответы детей:
потому, что люди сами не безгрешны; сами совершают дурные поступки)
г) Работа с учебником.
- Прочитайте в
учебнике и подчеркните, почему осуждение - это плохо (стр.47). (Осуждение
других людей еще плохо и тем…)
5) Учебная ситуация.
Решите, как надо,
по вашему мнению, поступать, если:
- Кирилл снова
дразнится…
- Алешу
воспитывает одна мама. Он бедно одевается…
- У меня есть
одна вкусная конфета…
- Оля опять не
может решить задачу…
6) Итог урока. Домашнее задание.
Дети встают в
ресурсный круг с итоговым вопросом: «Что я расскажу своим близким о золотом
правиле этики?»
|