Суббота
18.05.2024
18:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Cайт учителя начальных классов Титовой Светланы Анатольевны
Главная Регистрация Вход
Методическая копилка »
Меню сайта

Категории раздела
ОРКиСЭ [11]

Поиск

Главная » Файлы » ОРКиСЭ, ОПК » ОРКиСЭ

Урок 2 "Культура и религия"
[ Скачать с сервера (61.0 Kb) ] 31.01.2013, 00:10

Урок 2 "Культура и религия"

Урок 2.

4 класс.                    Культура и религия

 

Ключевые понятия: Родина, культура, религия

Цели урока: Мотивация к познанию нового предмета.

Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «патриотизм», «культура», религия». Приращение знаний и представлений.

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация

Предлагаем несколько возможностей вхождения в тему.

1.        Этап мотивации, постановки исследовательских задач.

Запись темы или выразительное чтение темы с доски.

Запишем основные понятия, над которыми мы будем задумываться. Запись можно осуществить на доске в табличном виде:

 

родина

культура

религия

 

 

 

Далее под каждым понятием подписываются те слова, которые с ними у детей тесно связаны. Можно задать вопрос: «С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»? Также можно проговорить понятия «культура» и «религия». Эта беседа с фиксацией результатов в таблице может проходить очень быстро, так как это своеобразный старт для дальнейшей работы. Он не может быть затянут.

 В итоге мотивационного разговора таблица может иметь примерно такой вид:

родина

культура

религия

Мама

Дом

Гимн

Любовь

Береза

Сад или др.

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

 Рождество или др.

Итак, эти большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся. Прочитаем текст, помещенный в учебнике с задачей получить более глубокое, четкое, интересное представление о рассматриваемых понятиях. Поэтому и текст станем читать особым образом – «с остановками».

Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

Будем внимательны к каждому слову изучаемого текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые знания.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать  своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

1 остановка

–  Почему с такого явного отрицания (это утверждение путем отрицания) начинается наш разговор о культуре и религии?

 (В результате беседы, осмысления можно прийти к пониманию того, что не все человек может выбирать, есть что-то, что дается человеку изначально. И это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное, что призваны хранить и беречь).

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.

2 остановка

 Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?

–  Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст Руси-России?

–  А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна  Россия.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

3 остановка

Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть, обозначено наше взросление:

Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа** улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)

–  Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?

–  А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого  в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.

4 остановка

– Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).

– Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это синонимы? (Безусловно)

–  Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да).

– Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь? Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень достойные.

– А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры?

Итак,   (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая записи на доске)

                                      РОДИНА – это

земля     история      законы общей жизни        культура

II этап Изучение нового материала. Работа с текстом.

 

Что же такое культура? Прочитаем первый абзац на стр. 6 и запишем понятие «Культура» на листочек.  Культура – это всё, что создал человек.

Посмотрите картинки на слайде. Они пронумерованы. Запишите номера в нужные графы таблицы и объясните свой выбор.

культура

не культура

2,3,4,5

1,6,7,8

Проверим ваш выбор. Давайте объясним, почему мы в таком порядке расположили картинки. Если картинки под №2,3,4,5 отражают то, что создано человеком, то откуда появилось всё остальное?

Ответ: на этот вопрос по-разному отвечают учёные и верующие люди.

Учёные утверждают, что остальное создано природой в процессе эволюции. Это результат непреднамеренного, случайного соединения молекул и атомов. Верующие говорят, что мир создал Бог – Творец.

Кто из них прав? Спор не окончен. Каждый настаивает на своей правоте.

Второй вопрос урока: Что такое религия? Читаем стр. 7 последние 2 абзаца. Запишем определение. Религия – это вера в Бога.

Культура России и православная религия неразрывно связаны друг с другом. Вспомните, что создавали наши предки, чтобы правильно славить Бога?

Храмы, иконы, церковные книги и многое другое.

Доказательства веры можно найти даже в русском языке – языке нашего общения. Каким словом в русском языке выражается благодарность?

СПАСИБО. Как это слово появилось в нашем языке? (см. стр.7)

Спасибо – значит «Спаси Бог»

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

- Говорят «спасибо», что же ещё?

- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

 

1.     Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

2.     Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

3.     Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами

 

Вывод: Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:

Культура – это… Религия - …

Основы православной культуры надо изучать, чтобы…

 

Домашнее задание. Прочитай (на стр.7 первый абзац) о том, как наших
предков, живших в
XVII веке, описывал иностранец. Ответь на вопросы:

1.        Какие традиции наших предков мы сохранили и сегодня?

2.        Что не смогли сохранить?

3.        Стоит ли эти традиции восстановить, почему?

4.        Иностранец восклицает: «Несомненно, все они святые!»
Как вы думаете, а они сами считали себя святыми или нет? Почему?

Категория: ОРКиСЭ | Добавил: fOrZ
Просмотров: 752 | Загрузок: 51 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]