Воскресенье
05.05.2024
06:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Cайт учителя начальных классов Титовой Светланы Анатольевны
Главная Регистрация Вход
Методическая копилка »
Меню сайта

Категории раздела
ОРКиСЭ [11]

Поиск

Главная » Файлы » ОРКиСЭ, ОПК » ОРКиСЭ

Урок№8 Совесть и раскаяние
[ Скачать с сервера (2.05 Mb) ] 01.02.2013, 00:31

К уроку №   10. Тема урока: Совесть и раскаяние

 

Цель урока: Формирование у детей мотивации к осознанному анализу своих поступков.

Задачи урока:

- узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре

-подвести к пониманию того, что различать добро и зло человеку помогает совесть

-  усвоить влияние покаяния на состояние совести

           - понять, что значит «вести диалог со своей совестью».

Ключевые понятия урока добро, грех, совесть, быть в ладу со своей совестью.

                                  Ход урока:

-Ребята, я принесла вам сегодня символические подарки.

Выберите любой (на карточках: добро, совесть, компьютер, любовь, 

-Обоснуйте свой выбор. 

-Сегодня кто-то выбрал очень важный подарок. Это название подарка и будет  темой  нашего урока.

-Слышали ли вы такое выражение: радость на душе?                                                             

-Отчего эта радость на душе появляется?

-Когда больше радость на душе:

 А)когда больше тебе что-либо делают

 Б)  когда ты сделаешь что-то для кого-то ?

-Как можно назвать одним словом эти слова, мысли, поступки?(добро)

-Всегда ли люди совершают добрые поступки?

-Почему?

-Как назвать одним словом?(зло)

-В православии  зло названии грехом. Слово грех в переводе  с греческого обозначает «промах мимо цели»

-А что человеку помогает понять добро или зло он делает? (совесть)

-Кто выбрал карточку с названием «совесть»?Почему?

-Спасибо .Это и есть тема нашего урока.

-А откуда у человека совесть?

-Послушайте внимательно небольшой рассказ Аркадия Гайдара и анализируя его, подумайте, какое название ему можно дать.

1-ый эпизод: «Нина Карнаухова не приготовила урока... и решила не идти в школу».

- Почему не приготовила урока? Почему решила не идти в школу? Дальше следует цепочка предположений: не приготовила урока, потому что болела голова (горло, зуб и т. п.), поленилась, не справилась с заданием, слишком поздно села за уроки и т. п. Решила не идти в школу, потому что было стыдно перед учителем и одноклассниками; не хотелось получать двойку; боялась, что будут ругать, накажут

 

2-й эпизод: «Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу».

 

- Как чувствует себя человек, который что-то делает украдкой?( Видимо, весьма неуютно. Ему дискомфортно. Он весь сжимается. У человека возникает желание стать невидимкой. Когда что-то делаешь украдкой, становится стыдно. Наверное, и Нина, украдкой пробираясь в рощу, чувствовала себя неважно. В такой момент человека невольно жалеешь.

- Кому-то  бы хотелось быть на его месте?

                                                                                                                 

 3-й эпизод: «Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами».

 

-Обрадовалась она встрече с малышом? ( Видимо, нашей героине неловко, что кто-то рядом с ней оказался именно в тот момент, когда ей было так хорошо без свидетелей. Вот оно, точное слово. Мальчик — свидетель. Свидетель чего? Неблаговидного поступка. 

Инсценировка по ролям:

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

-Что, по-вашему, произойдет дальше?

Чтение текста учителем.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала..

-Почему девочка заплакала?

 -Кто или что указало девочке на неверный  ее поступок?(СОВЕСТЬ)

      Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Индивидуальная работа.

Выберите наиболее подходящее название к этому рассказу:

-«Съеденный бутерброд»

-«Случай в лесу»

-«Совесть»

А.П.Гайдар назвал этот рассказ «Совесть»

-Каждому ли человеку дана совесть?

-Можно ли совесть сравнить с пожарной тревогой?

-Как же она работает в душе человека, прочитаем в абзаце «Работа совести»

Выводим  на доску:

                                         Призывает исправиться

                 СОВЕСТЬ                                           

                                        Подсказывает

-Подсказывала ли Нине совесть , что она делает неправильно?

-Нина услышала  голос совести?

-Что же делать Нине дальше?(исправиться и стать лучше)

Работа в парах:

- поскорее забыть о случившемся;

-посмеяться над своими слезами;

-исправиться и стать лучше;

-В православии  желание исправиться и стать лучше называется ПОКАЯНИЕМ.(Выносим на доску) 

     ПОКАЯНИЕ(раскаяние) желание исправиться. стать лучше

                            Призывает исправиться

  СОВЕСТЬ                                          

                            Подсказывает

 

 

Работа с презентацией.

1сл.«Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя.

2сл.Всю ночь он таился от людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!»

3сл.Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь.»Он сделал несколько шагов и люди снова заголосили: «Да, точно ,этот был с преступником!»И снова Петр отрекся, даже поклявшись , что не знает Иисуса. Через час ему пришлось еще раз поклясться в том же самом.

4сл.Так за одну ночь он трижды отрекся от Христа.

И тут петух пропел  утреннюю зарю..

 5 сл.Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророческими: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от меня»

Но Петр мужественно ответил: «Хотя бы мне надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от тебя.»

Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда…»

-Почему он заплакал горько?

-Что помогло  осознать свой проступок? (обращаемся к доске на формулу)

-Что же делать  апостолу Петру дальше?( исправиться и  не повторять своих ошибок)

-Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать Христа и за это будет казнен.

-Как вы думаете, можно ли забывать о своих проступках? Забыть и все?

Работа с учебником

-прочитайте отрывок из песенки Крокодила Гены7

-Что значит «закрыть лист»?

-Прав ли автор этой песни?

-Если не прав, то почему?

 

Что же делать, если совесть досаждает нашей памяти  и уму? Как можно освободиться от постоянных ее звонков в душе? Ведь  не всегда же  помогает желание исправиться и стать лучше?

-Я предлагаю узнать то лекарство, которое может успокоить совесть и сделать так, чтобы на душе снова  была радость .

Рассказ ученика. Презентация.

1 сл.«Какими бы не были проступки человека, главное, чтобы прислушиваясь к голосу своей совести, у него проснулось  и искреннее раскаяние. Человек должен сам устыдиться своего проступка.

2-3сл.Он просит прощения у обиженных, мирится с ними

4 сл..Но ведь он имеет вину еще и перед самим Богом. Поэтому человек идет в храм на исповедь.

5 сл.Он в присутствии священника кается перед Богом в  своих грехах ,называет их честно и без утайки. Он твердо намерен больше их не повторять.

И дальше происходит самое важное и самое таинственное. Искреннее покаяние принимается Богом и священник  именем Христовым дарует прощение  кающемуся человеку.

6сл.

6 сл. Так покаяние примиряет его не только с людьми ,но и с Богом.»

-Следующая и очень важная ступенька, как считают православная Церковь является ИСПОВЕДЬ и МОЛИТВА К БОГУ

 

        ИСПОВЕДЬ и МОЛИТВА К БОГУ(лекарство)

    ПОКАЯНИЕ(раскаяние)  желание исправиться. стать лучше 

СОВЕСТЬ    подсказывает , призывает исправиться

 

                                       Работа в группах.

 

Подумайте и решите, какой труд совершает душа человека, раскаивающегося в своем плохом поступке и желающего получить прощение.

 

Желание исправиться и стать лучше                         1.

Чувство вины и стыда за неправедное дело              2.

Чистосердечное раскаяние и просьба о прощении   3.

Преодоление страха  наказания и стыда                    4.

 

Ресурсный круг.

-Представь себе, что ты можешь поговорить со своей совестью.

Что ты можешь ей сказать?.

Категория: ОРКиСЭ | Добавил: fOrZ
Просмотров: 1006 | Загрузок: 137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]