К уроку № 9. Тема урока:
Православное учение о человеке (Душа).
Цель урока: Формирование у учащихся представления о душе человека как о даре
Божьем.
Задачи
урока:
Обучающая: узнать о христианском понимании
взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют
внутренний мир человека.
Развивающая: научиться различать
телесные и душевные свойства и качества человека.
Воспитывающая: понять, что душа
становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.
Ключевые понятия урока: тело,
душа, внутренний мир человека.
Ход
урока:
На доске:
-Есть ли в нашем мире такое,
чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать?
-Я предлагаю нам
обратиться к Библии. Это отрывок из
истории о сотворении мира. Послушав,
определите из сказанного, что создал Бог в человеке, что нельзя потрогать и
увидеть, но можно почувствовать?
Рассказ ученика .Презентация№1.
«..И сказал Бог: да
произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по
роду их. И стало так. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему , и да
владычествует он над зверями и над всею
землею .И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание
жизни, и стал человек душою живою. И сотворил Бог человека по образу Своему;
мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и
наполняйте землю, и обладайте ею»
- Что создал Бог в человеке
,что нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать?(душу живую)
Индивидуальная
работа.
-Определите, что свойственно
телу человека, а что его душе?
Ходить, мечтать, верить,
любить, есть, болеть, бегать, рост, вес ,цвет глаз, свобода, творчество
ЧЕЛОВЕК
Тело Душа
-Есть самая главная
особенность души. Она бессмертна. И то, что вы обозначили в предыдущей работе
как раз и является внутренним миром
человека.(обращаемся еще раз к индивидуальной
работе: душа мечтает, верит, любит….)
-Можно ли сказать, что
внутренний мир человека у всех одинаковый?
Презентация№2
-Обратимся к картине
В.Васнецова «Иван Грозный» .Какие качества души можно увидеть в этом человеке?
-Посмотрите на автопортрет
А.Дейнека. Какими качествами может обладать его душа? Предположите.
-Предлагаю вам рассмотреть
портрет царской семьи.
-Можно ли сказать, что в душе
каждого из них есть что-то особенное?Что?
-Как вы смогли это определить?
Ведь душа человека невидима?
-Есть в нашем народе поговорка,
что глаза- это зеркало души.
-А что важнее душа или тело?
Работа с учебником.
-Конечно, важнее душа . А
когда Бог создал человека, то душа
и тело были равноценны. После
грехопадения тело и душа человека
постоянно учатся жить вместе. Прочитайте один из примеров в учебнике.
Раздел «Душа» 1-7 абзац.
-Знакомы ли вам такие
ситуации?
-Как вы думаете, тело должно
слушать душу или наоборот?
-А как же научить тело слушать
душу?
Работа в группах.(раздать каждой группе ситуацию)Размышляем.
1.-Я заметил, что сосед по парте все время лучше отвечает на
уроках, чем я.
2. -Однажды в магазине я
увидел, как у малыша выпали из кармана деньги ,а он этого не заметил.
3.-За окном весна .Ребята
зовут играть в футбол А по математике
еще не сделана домашняя работа.
4.-На тарелке лежит последний
кусочек торта. Съесть самому или поделиться
с братом?
-Можно ли сказать ,что душа и тело и не только в этих ситуациях приходят к единому
решению только после обращения к
совести?
-Обратите внимание на доску:
Объясните следующие выражения: «чистая душа»,
«грязная душонка», «голубиная душа», «спасти душу», « мертвая душа»
-Можно ли применить эти понятия к
растениям, животным?
-Согласны ли вы с таким высказыванием,
что Бог по великой любви ,подарив душу человеку ,позаботился о ее наполнении ?Какое выражение подходит к
Божьему замыслу о человеке?( «чистая душа», «голубиная душа», «спасти душу»)
-Чем же наполнена душа человека, если
она «чистая» и «голубиная»?
-Спасибо за ответы.
-А теперь ,работая в парах, вы
попробуете определить, что дал Бог душе человека для этого.
Работа в парах.
Дополните по смыслу:
Бог свободен- и людям Он…………..
Бог есть любовь- и людям Он ………….
Бог есть разум- и людям Он………………
Бог есть Творец- и людям Он…………….
(Каждая пара высказывается по своему решению. Учитель заносит выбранное на доску в схему)
ЧЕЛОВЕК
Тело Душа
Свобода,
любовь, разум, творчество
-Это и есть наполнение души
или еще говорят- внутренний мир человека. От человека зависит чем он наполнит
свой внутренний мир. Богат он будет или беден.
-Православные люди знают один
секрет как сделать душу богатой.
Работа с книгой.
Чтение стихотворения на стр.34
Где бы сердце вам жить ни велело:
В шумном свете иль в сельской тиши –
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души!
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой
-Что такое круговая порука?
-Что это за секрет?(делать
добро)
- Слышали ли вы такое
выражение: «болит душа», «спит душа»?
-Когда такое бывает?
-Есть замечательная молитва:
«Душе моя, душе моя, восстании, что спиши!»
-К чему призывает эта молитва?
Ресурсный круг.
- Если бы можно было задать
вопрос своей душе, что бы я сказал ей?
|