Зрительные диктанты по методике И.Т.Федоренко
Пояснительная
записка
Проведение зрительных диктантов по
методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения,
развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию
орфографической зоркости.
Считаю, что такую работу можно проводить
в любом классе начальной школы.
Методика проведения диктантов такова.
Материал для проведения диктантов включает
в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность предложений в следующем: если
первое предложение содержит всего по два слова – 8 букв, то последнее
предложение 18-го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений
происходит постепенно, по одной-две букве. Время работы со всеми 18 наборами
составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память
развивается настолько, что ученик может уже запомнить предложение, состоящее из
46 букв, т.е. 8-9 слов.
Раньше наборы предложений записывались на
доске и закрывались листом бумаги. Потом лист сдвигался вниз так, чтобы было
видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (как
указано в таблице) читали про себя, стараясь запомнить первое предложение. По
истечении времени предложение стиралось, и ученики записывали его в тетрадях.
Но в век информатизации и компьютеризации, когда у учителей появилась
возможность использовать на уроке компьютерные технологии, удобнее показывать
такие наборы через мультимедийный проектор. По щелчку меняются слайды и
предложения появляются на слайде и исчезают. Таким образом, детям даётся время
для написания предложений. На всю работу уходит примерно от 3 до 7 минут
времени урока, но это того стоит. Если ученики допустили большое количество
ошибок в диктанте, то написание диктанта повторяется до тех пор, пока ученики
не будут справляться с написанием достаточно легко.
Зрительные диктанты должны проводиться
ежедневно. Если проводить их эпизодически, то работа будет бесполезной и целей
не достигнет.
|