Родительское собрание с использованием групповой формы
работы
по теме:
"Воспитание в семье. Стили семейного воспитания"
Оборудование:
- расстановка парт для групповой работы;
- раздаточный материал ( листы бумаги для оформления
выводов, возникших в процессе
обсуждения,
карточки-лучики, анкеты, таблица для занесения результатов анкеты, ключ к
анкете,
названия стилей воспитания, карточки-схемы, соответствующие стилям воспитания,
рекомендации
по воспитанию), ручки
- оформление доски ( поэтапная фиксация тем на
доске – «Воспитание, обучение или развитие
ребенка», «Ответственные за осуществление
вышеперечисленных процессов», «Мой ребенок
в будущем»
- в виде солнышка)
- мультимедийная презентация
Ход собрания.
I.Мотивация родителей.
Обсуждение в группах:
«Что важнее: воспитание, обучение или развитие ребёнка?
Время на обсуждение 1-2 мин, предложения
фиксируются на карточке. Далее
представитель от группы сообщают
выработанное мнение, карточкой с ответами размещаются на доске. После чего
следует обобщение мнений и подводится вывод: «Важно всё! Эти процессы, которые связаны друг с другом, дополняют друг
друга, происходят одновременно». Появляется слайд презентации №2, который подводит общий итог.
II.Работа по теме
Обсуждение вопросов:
1. «Кто в большей степени (школа или семья)
ответственны в осуществлении этих процессов».
Время обсуждения 1-2 минуты. Представители от
группы сообщают выработанное
мнение, карточкой с ответами размещаются на
доске. После чего также следует
обобщение мнений и подводится
вывод:
«Обучением, развитием и воспитанием детей
занимается и школа, и семья. Но в
большей степени ответственность за обучение
возлагается на школу, развитие ребёнка
– на школу и семью, за воспитание
ребёнка ответственность несёт семья».
Появляется слайд презентации
№3, который подводит общий итог.
2. «Сформировать
модель ребёнка в будущем, каким хотят видеть его родители, какими нравственными
качествами он должен обладать».
Время на обсуждение 1-2 мин. Предложения
фиксируются на карточках-лучиках.Как и в
предыдущий раз, представитель выступает
от каждой группы, озвучивает мнения группы,
закрепляя
карточки-лучики на доске. Появляется
солнышко – символ ребенка с его
личностными качествами, которые хотят видеть в
ребенке их родители.
Подведение общего итога работы групп:
«Важно, чтобы ребёнок был
счастливым! А это значит, чтобы он обладал качествами,
которые позволили бы ему
стать хорошим работником, любящим
семьянином,
надежным другом, который научился бы думать не только
о себе, но и о близких
людях. Появляется слайд презентации №4.
Классный руководитель обращает внимание, что
формированию таких качеств способствуют стили взаимоотношений сложившиеся в
семье. В настоящее время, учёными выдвинуто 4 стиля. Показ
слайда презентации №5 и одновременно идёт сообщение учителя
о каждом из стилей.
Авторитарный: характеризуется высоким контролем,
родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные,
отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны.
Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и
агрессивны.
Демократический: предполагает высокий уровень
контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а
также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих
требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе,
способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Либеральный: предполагает низкий уровень контроля и
тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения
ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление
коммуникации- от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы,
родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и
агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В
некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Но это – воспитание эгоиста.
Индифферентный: с низким уровнем контроля и
холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений,
безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными
проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с
враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к
отклоняющемуся от норм поведению.
Следует обратить внимание, что это деление очень
условно. Но, как правило, какой-то из стилей преобладает в семье в большей
степени.
С целью закрепления полученной информации группам предлагается
соотнести знаковую картинку со стилем семейного воспитания. Следует отметить,
что каждая группа соотносит стиль по названию команды, т. е. группа с названием
«авторитарный стиль» выбирает из предложенных картинок только знаковое
изображение этого стиля и т. д. Время выполнения 1-2 мин. После обсуждения
представитель выступает от каждой
группы, закрепляя карточку на доске.
Для того чтобы соотнести правильность получившихся
мнений появляется слайд №6, по
которому и осуществляется проверка результатов совместной деятельности групп.
3. Родителям
предлагается ответить на вопросы анкеты «Стиль воспитания вашей семьи»
После чего родитель знакомится с ключом к анкете и
получает информацию о преобладающем стиле воспитания в семье. Ключ к анкете дан на слайде в презентации № 7.
Следует заметить, что эти результаты на классном собрании не оглашаются. Если у
родителя возникает вопрос, он имеет возможность посетить индивидуальные
консультации, организуемые классным руководителем.
III. В заключении родителям раздаются
памятки-рекомендации по воспитанию младшего школьника в семье:
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится
ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится
агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с
чувством упрёка.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится
понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть
справедливым.
Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить
в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он
учится находить любовь в этом мире.
IY.
Для осуществления обратной связи
родителям предлагается заполнить лист рефлексии, на котором каждый из
присутствующих выражает своё мнение о ходе проведения собрания, где излагаются
мысли о недостатках, пожеланиях по проведению собраний в дальнейшем, а так же
положительные моменты.
Список литературы:
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя
1-4 классы. М.: ВАКО, 2003.
Рожков М. И. Классному руководителю.
Учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001.
Барылкина л, П., Королёва Н. А. Завуч начальной
школы 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.
|