Аннотация программы
Настоящая программа является
программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ
социальной культуры личности в процессе педагогически организованного
самоуправления, сотрудничества, сотворчества, содружества. Она рассчитана на 3
года, предполагает участие учащихся со 2 по 4 класс, реализуется на базе одного
класса в рамках работы школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Истинная мудрость состоит не
в усвоении знаний,
а в правильном применении их во благо. А.Ф.Романова
Семья – основа жизни каждого человека.
Это тот неиссекаемый источник, который питает его всю жизнь, который взращивает
в нем такие важные качества как вера, надежда, любовь или, напротив, безверие,
уныние, злобу. Каким будет человек? Как сложится его жизнь? Легко ли будет
окружающим общаться с ним? Это зависит от той самой «пристани»,с коротким, но
загадочным названием СЕМЬЯ, от которой
уходит человек в далекое плавание. Немаловажное значение играет и другая
семья, в которую попадает ребенок, как только ему исполняется 7 лет – ШКОЛЬНАЯ
СЕМЬЯ. Благотворное влияние эти две семьи могут оказать на ребенка только в том
случае, если они будут крепкими и основанными на духовно-нравственных
принципах.
К сожалению, в настоящее время семейное
воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и
семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной
культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные
ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о
милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме,
гражданственности.
Чтобы
помочь детям впитать то самое лучшее духовно-нравственное наследие, которое
оставили нам предками, а их родителям не растерять или восстановить его, а
также в соответствии с основными задачами воспитательной
работы школы, для системного осуществления воспитательного процесса с
классом, родилась Программа «Семь Я»,
которая поможет в решении проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся
2-4 классов МБОУ СОШ пос. Борское.
Актуальность программы
Программа определяется потребностью
общества в духовно-нравственном воспитании как
необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В младшем школьном возрасте происходит
начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из
благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы
гуманной жизни.
Психологическими особенностями младшего
школьного возраста, имеющими
непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию детей, являются: активность, любознательность,
стремление к развитию; динамика в развитии функции головного мозга (переход от
дивергентного мышления к
конвергентному); развитие произвольной сферы, способности к самоконтролю; формирование
моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и
собственного действия; зависимости формирования ценностных ориентаций от
предъявленных образцов – факторов культуры.
Во взаимодействии с окружающим миром
младшему школьнику свойственны субъективация объектов; высокая эмоциональность; преобладание
предметного, чувственного восприятия
окружающего, выделение собственного «Я»
из окружающего мира по мере взросления.
«Конечная цель разумного воспитания
детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей
окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых
инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и,
наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Гипотеза
Если планировать воспитательный процесс в
соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным
традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит
эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию
обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит
воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Данная программа – это поиск новых
подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей
духовности и нравственности.
Проблемный анализ
Основная доля нарушений в развитии и поведении
детей имеет духовно-нравственные корни. Педагогические традиции семьи,
передаваемые из поколения поколению, утрачены. Поэтому необходимо восстановить,
использовать и продолжить развивать отечественные педагогические традиции на
основе трудов К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.В.Зеньковского, и др., которые
расширяют возможности отечественных педагогических традиций для обновления
воспитания. Работу по духовно-нравственному
воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к
доступным пониманию главных святынь и духовных ценностей России. Система
ценностей, закреплённая в традициях, необходима для удовлетворения духовных
потребностей, поиска жизненных целей, идеалов и высших ценностей.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на основе уважения к старшим, ко
всем членам семьи, родным, близким, способствует развитию основных способностей
и является средством преодоления разобщенности между детьми и родителями в
семье, между детьми в коллективе, между семьёй и школой, между человеком и
традиционной культурой.
Программа воспитания младших школьников «Семь Я» является целенаправленным
воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм,
методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как
первому наставнику ребёнка, а также семье, как классному коллективу.
Система духовно-нравственного воспитания
включает следующие направления:
формирование потребности в здоровом образе
жизни;
формирование духовности младших школьников
через
отношение к литературе, средствам массовой
информации;
воспитание патриотизма и гражданственности;
эстетическое развитие детей;
сотрудничество семьи и школы;
обращение к духовно-нравственным традициям и
ценностям
своего народа.
проектная
и коллективно-творческая деятельность, которая
способствует перенаправлению энергии младшего
школьника из деструктивного направления в конструктивное.
|