Начальная школа – самоценный, принципиально новый
этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном
учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется
социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. (Слайд 1)
Начальное образование имеет свои особенности, резко
отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного
образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности,
познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях
обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
(Слайд 2)
Уже в младшем школьном возрасте необходимо
наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у
ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов.
(Слайд 3) Новые
требования, предъявляемые образовательными
стандартами второго поколения заставляют учителя строить обучение таким
образом, чтобы у ребенка складывалось не фрагментарное представление о мире, а
общая картина мира в котором все взаимосвязано.
(Слайд 4)
Все в мире цепью связано нетленной,Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Л. Куклин (поэт)
Мы все отчетливо понимаем, что мир един, что он
пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного
важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях
требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для межпредметных
связей или интеграции.
(Слайд 5)
Межпредметные связи
на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль
пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате
предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.
(Слайд 6)
Показателем
умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в
другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос
заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового,
обобщенного знания.
(Слайд 7) «Всё, что находится во взаимной
связи, должно преподаваться в такой же связи.» - Я. А. Коменский И. Г. Песталоцци: "Приведи в своём сознании все по существу
связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно
находятся в природе". К. Д. Ушинский: "Знания и идеи,
сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый
и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь".
Идея межпредметных связей родилась в
ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного
материала.
К идее межпредметных связей
обращаются позднее многие педагоги, развивая и обобщая её. Так, И.Г.
Песталоцци в своих трудах
раскрыл многообразие взаимосвязей
учебных предметов.
Песталоцци отмечал особую опасность
отрыва одного предмета от другого.
В классической педагогике наиболее
полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической значимости межпредметных связей дал Константин
Дмитриевич Ушинский (1824-1870). К. Д.
Ушинский оказал огромное влияние и на методическую разработку теории межпредметных связей, которой занимались
впоследствии многие российские педагоги.
Межпредметные связи являются основой
интеграции.
Предметная система
обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение
отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение
знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время
начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей
межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития
на следующих этапах средней школы.
Специфика работы учителя начальных
классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это
интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным
уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и
умений из разных областей действительности. Так,
например, окружающий мир объединяет 7 областей знаний, математика - 3 и т.д.
Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными
областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных
связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов,
явлений, процессов. Интегрированные уроки в
начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять
мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
В начальной школе
интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких
областей знаний.
Как известно, метод обучения
грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения,
оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.
В программе «Школа России»
интеграция чтения и письма заложена в основу, урок обучения грамоте проводится
парой, на протяжении которой письмо и
чтение чередуются и дополняют друг
друга. Но, кроме этих близких областей знаний, на уроках обучения грамоте в 1
классе интегрируются и материалы по ИЗО, окружающему миру, истории.
Литературное чтение как предмет включает помимо
литературных текстов материалы по истории, природоведению; возможно
интегрирование с русским языком, ИЗО и технологией.
На интегрированных уроках
русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие
предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи
детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела,
предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского
языка с ИЗО, музыкой.
Математика
содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы.
Возможно сочетание с историей,
окружающим миром, с технологией, чтением.
Окружающий мир включает
сведения из географии, биологии, ботаники, астрономии, физики, экологии, ОБЖ.
Можно интегрировать с: краеведением, ОБЖ, историей, ИЗО, музыкой, технологией,
литературным чтением.(Слайд 8)
Межпредметные связи
позволяют:
- научить
ребёнка самостоятельно добывать знания;
- развивать интерес к учению;
- повышать его интеллектуальный уровень.
В начальных
классах эти уроки имеют свои особенности и носят обобщающий характер,
т.е. "немного обо всём". Дети знакомятся со многими явлениями,
понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые
элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые
знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся
(Слайд 9)
В свою очередь эти уроки позволяют учителю:
- сократить сроки изучения отдельных тем;
- ликвидировать дублирование материала по разным
предметам;
- уделить больше внимания (в разнообразных формах)
тем целям, которые . учитель
выделяет в данный
момент обучения
(развитие речи, мышления, орфографической зоркости,
творческого потенциала)
- снять утомляемость и
перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
(Слайд 10)
С психолого-педагогической точки зрения :
- способствует активизации познавательной
деятельности школьников;
- стимулирует их познавательную активность;
- является условием успешного усвоения учебного
материала;
-расширяют их кругозор;
-способствуют целостному восприятию мира.
Таким образом, подводя итог хочется сказать, что задуматься над тем, что межпредметные связи в современной школе - реальная потребность
времени, эти уроки в начальной школе
призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как
единое целое, в котором всё взаимосвязано.
|