Пятница
11.07.2025
01:06
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Cайт учителя начальных классов Титовой Светланы Анатольевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи и выступления [5]
Выступления на семинарах, методических объединениях, статьи в печатных изданиях
Родительские собрания [3]

Поиск

Главная » Статьи » Для педагогов » Мои статьи и выступления

Межпредметные связи в процессе обучения в начальной школе

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

(Слайд 1)

 Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

 (Слайд 2)

 Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. 

(Слайд 3)

       Новые требования, предъявляемые образовательными  стандартами второго поколения заставляют учителя строить обучение таким образом, чтобы у ребенка складывалось не фрагментарное представление о мире, а общая картина мира в котором все взаимосвязано.

 (Слайд 4)

Все в мире цепью связано нетленной,Все включено в один круговорот:

 Сорвешь цветок,

 А где-то во Вселенной

 В тот миг звезда взорвется и умрет…

                                  Л. Куклин (поэт)

           Мы все  отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для межпредметных связей  или интеграции.

(Слайд 5)

 Межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.

 (Слайд 6)

 Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания.

 (Слайд 7)

«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.» - Я. А. Коменский      

И. Г. Песталоцци:  "Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе".

К. Д. Ушинский: "Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь".

 Идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.

К идее межпредметных связей обращаются позднее многие педагоги, развивая и обобщая её. Так, И.Г. Песталоцци  в своих трудах

раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов.

Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.

          В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической значимости  межпредметных связей дал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870).  К. Д. Ушинский оказал огромное влияние и на методическую разработку теории  межпредметных связей, которой занимались впоследствии  многие российские педагоги.

         Межпредметные связи являются основой интеграции.

Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах средней школы.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Так, например, окружающий мир объединяет 7 областей знаний, математика - 3 и т.д. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.

Как известно, метод обучения грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

 В программе «Школа России» интеграция чтения и письма заложена в основу, урок обучения грамоте проводится парой, на протяжении которой  письмо и чтение чередуются и  дополняют друг друга. Но, кроме этих близких областей знаний, на уроках обучения грамоте в 1 классе интегрируются и материалы по ИЗО, окружающему миру, истории.

 Литературное  чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению; возможно интегрирование с русским языком, ИЗО и технологией.

              На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского языка с ИЗО, музыкой.

 Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы.

Возможно сочетание с историей, окружающим миром, с технологией, чтением.

          Окружающий мир включает сведения из географии, биологии, ботаники, астрономии, физики, экологии, ОБЖ. Можно интегрировать с: краеведением, ОБЖ, историей, ИЗО, музыкой, технологией, литературным чтением.(Слайд 8)

 

Межпредметные связи  позволяют:

-  научить ребёнка самостоятельно добывать знания;

- развивать интерес к учению;

- повышать его интеллектуальный уровень.

 В начальных классах эти уроки  имеют  свои особенности и носят обобщающий характер, т.е. "немного обо всём". Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся

 (Слайд 9)

В свою очередь эти уроки позволяют учителю:

- сократить сроки изучения отдельных тем;

- ликвидировать дублирование материала по разным предметам;

- уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые . учитель выделяет в данный момент обучения

 (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого   потенциала)

- снять утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с    одного вида  деятельности на другой.

 (Слайд 10)

 С психолого-педагогической точки зрения :

-  способствует активизации познавательной деятельности школьников;

- стимулирует их познавательную активность;

- является условием успешного усвоения учебного материала;

-расширяют их кругозор;

-способствуют целостному восприятию мира.

 Таким образом, подводя итог  хочется сказать, что  задуматься над тем, что межпредметные связи  в современной школе - реальная потребность времени, эти  уроки в начальной школе призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано. 

Категория: Мои статьи и выступления | Добавил: fOrZ (24.02.2013)
Просмотров: 2973 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]