Как жадно хватали знания наши бабушки и
дедушки, дожидаясь очереди у керосиновой лампы или свечи. Завидовали тем, у
кого была возможность окончить начальную школу, что уж говорить о тех, у кого
за плечами было семилетнее обучение. Единицы в многомиллионной стране получали
среднее, а тем более высшее образование. Так было в первой половине прошлого
века. И вот он ХХI
век с его новейшими разработками, с возможностями каждого гражданина получить
достойное образование. Но не все дети желают получить это образование.
Современные дети не желают читать, не умеют логически мыслить, испытывают
затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. В наш информационный век
дети не умеют работать с информацией, они «тонут» в этом потоке информации.
Учитель сегодня должен не только научить ребенка читать, писать и считать.
Зачастую дети приходят в школу, уже умея это делать. Родители начинают
«натаскивать» своих чад еще чуть ли не с пеленок, ориентируясь исключительно на
умственное развитие ребенка и забывая о духовно-нравственном воспитании и
личностном развитии. В дошкольных учреждениях занятия учебного типа вытеснили
сюжетно-ролевые игры. Интернет, СМИ выступают источником получения знаний в
различных областях, источником знаний, полученных в готовом виде. Постепенно это
привело к потере интереса к учению, к снижению количества одаренных и способных
детей, к увеличению категорий «интеллектуально-пассивных» учащихся, не умеющих
работать самостоятельно, испытывающих трудности в обучении, проблемных детей.
Большинство современных первоклассников не умеют элементарно слушать и слышать
не только учителя, одноклассников, но и самих себя. Изменения, происходящие в мире, вызвали
необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания,
внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем
поставлены новые цели. Теперь в начальной школе учитель
должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить
две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия,
составляющие основу умения учиться. Во-вторых, сформировать у детей мотивацию к
обучению. На первый план сегодня выходят
образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя,
которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему
усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель
должен не только понимать, чему и как учить, но и
организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне
нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено
как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного
существа ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую
личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и
познавательное развитие ребенка.
В этом учебном году мне предстояло
приступить к реализации на практике ФГОС в 1 классе. Я отношусь к тому
большинству учителей, которому необходимо перестраивать свое мышление исходя из
новых задач. И это очень сложно. В первую очередь я решила заняться
самообразованием, изучить теоретическую литературу, познакомиться с опытом
коллег. И как всегда пришла к выводу, что новое – это
старое, даже не забытое. Мы все это делаем каждый день на уроках и во
внеурочное время. Только надо немного «отойти в тень» и
предоставить возможность детям быть «героями» на уроке.
Жидкина Ирина Павловна в своей статье
«Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС»,
отвечая на вопрос «Как сформировать УУД?», привела список технологий
формирования УУД, показала связь УУД с содержанием учебных предметов,
преемственность формирования УУД и преемственность результатов формирования
УУД. Я взяла эти мысли себе на заметку и периодически к ним обращаюсь. Думаю,
что всем, кто начинает работать по внедрению ФГОС эта информация будет
полезной.
Список технологий формирования УУД
1. Учитель обращает внимание на
развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие
задания, постановки вопросов.
2. Учитель отмечает успехи ребенка в
сравнении с его прошлыми результатами.
3. Учитель показывает для чего нужно то
или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл
учения детям.
4. Учитель привлекает детей к открытию
новых знаний при усвоении нового материала.
5. Учитель обучает детей приемам работы
в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе,
помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного
взаимодействия.
6. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их
способам нахождения и исправления ошибки. Дети по предложенному алгоритму
учатся оценивать результаты выполнения задания. Учитель показывает и объясняет,
за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по
критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
7. Учитель оценивает не только сам, но
и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения
задания, в конце урока учитель совместно с детьми оценивает то, чему дети
научились, что получилось, а что нет.
8. Учитель ставит цели урока и работает
с детьми в направлении целей – "чтобы чего-то добиться, цель должен знать
каждый участник урока”.
9. Учитель учит детей тем навыкам,
которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана,
учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации. 10. Учитель
обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной
деятельности 11. Учитель
обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации
– и обучает детей применению обобщенных способов действий. 12. Учитель
использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности 13. Учитель
учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом 14. Учитель
находит способ увлечь детей знаниями. 15. Учитель
считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия. 16. Учитель
включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации
мероприятий и поощряя инициативы детей. 17. Учитель
всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально – главное – уметь учиться
на ошибках. 18. Учитель
помогает ребенку найти самого себя, выстраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку,
создавая ситуацию успеха. 19. Учитель
учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. 20. Учитель
учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать. 21. Учитель
ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере
убедиться в их важности и значимости. 22. Учитель
учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения,
уважения мнения других. 23. Учитель
организует деятельностные формы, в
рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные
знания и ценностный ряд. 24. Учитель
учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности. 25. Учитель
показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде. 26. Учитель
активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками,
учениками и учителем. 27. Учитель
и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. 28. Учитель
строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П.
Гальперина 29. Учитель
на уроке использует интерактивные возможности ИКТ. 30. Учитель
организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций. 31. Учитель
дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. 32. Учитель
учит детей планировать свой досуг. 33. Учитель
организует конструктивную совместную деятельность.
|