Одним из
самых эффективных приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний
и достижений»
Это
специально отведённое место в классе(стенд), специальная детская тетрадь, где в
схематической форме отражаются достижения учащихся в той или иной сфере
деятельности.
«Карта
достижений» может помочь учащимся:
ü Со Сознательно выбирать тот учебный
материал, который необходим для решения
учебно-практических задач.
ü По Позволяет обозначать и осознавать
свой индивидуальный путь движения в учебном предмете.
ü Де Делать предположения о возможных
дальнейших продвижениях.
«Карта
знаний и достижений» может стать средством:
ü Пл Планирования
ü Уд Удержания предметной логики в
течение учебного года
ü Ре Рефлексии индивидуального пути
движения в учебном предмете
Связь УУД с содержанием учебных
предметов
Формирование универсальных учебных
действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных
предметных дисциплин.
1.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который
реализуется через все предметные области
и внеурочную деятельность.
2.
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания,
планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических
особенностей обучающихся.
3.
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в
тематическом планировании.
4.
Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной
программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.
5.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются
ориентиром при организации мониторинга их достижения
Смысловые акценты УУД
|
Русский язык
|
Литературное чтение
|
Математика
|
Окружающий мир
|
личностные
|
жизненное самоопределе-ние
|
нравственно-этическая
ориентация
|
смысло-образование
|
нравственно-этическая
ориентация
|
регулятивные
|
целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация
действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая
культура и др.)
|
познавательные
общеучебные
|
моделирование (перевод устной речи
в письменную)
|
смысловое чтение, произвольные и
осознанные устные и письменные высказывания
|
моделирование, выбор наиболее
эффективных способов решения задач
|
широкий спектр источников
информации
|
коммуникативные
|
использование
средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в
продуктивном диалоге; самовыражение: монологические
высказывания разного типа.
|
Преемственность
формирования универсальных учебных действий
Наиболее
остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент
поступления детей в школу (при переходе из дошкольного звена на ступень
начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень
основного общего образования. Готовность детей к обучению в школе при переходе от дошкольного к
начальному общему образованию необходимо рассматривать как комплексное образование,
включающее в себя физическую и психологическую готовности.
Физическая
готовность определятся
состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств
(тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.
Психологическая
готовность включает
в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.
Преемственность
формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования
обеспечивается за счет:
ü ориентации на ключевой стратегический
приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
ü четкого представления о планируемых
результатах обучения на ступени обучения;
ü целенаправленной деятельности по
реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе.
Из опыта работы
На первых уроках обучения грамоте я
ставила перед учащимися учебные
задачи, сначала вместе со мной, а потом и сами дети объясняли
последовательность своих действий. Ориентируясь на модель слова при
проведении звукового анализа, первоклассники проговаривали свои действия и
выработали следующий алгоритм:
1. Определяю количество звуков в слове.
2. Называю эти звуки.
3. Даю им характеристику.
4. Обозначаю каждый звук фишкой.
Сначала эти действия выступают как предметные, а в
дальнейшем план выполнения учебной задачи используется, как алгоритм действий
и может быть использован при работе с любым учебным содержанием. Предметные
действия переходят в формирование познавательных и регулятивных УУД.
Использую в своей работе метод «фиксации ошибки».
Сама не исправляю ошибку в «Прописи», которую допустил ученик, а только
фиксирую ее место. Ребенок самостоятельно находит ошибку, выясняет причину ее
возникновения, собственной рукой исправляет. Также использую и взаимоконтроль
при работе в парах. Дети обмениваются тетрадями и находят ошибку в работе
соседа. Таким образом, школьник вводится в ситуацию самоконтроля
взаимоконтроля, выступает ответственным за свою деятельность, у него
формируются регулятивные УУД.
На уроках литературного чтения с целью внедрения
сотрудничества в обучение и формирования коммуникативных УУД приучаю детей
совместно планировать деятельность. Предварительно мы договариваемся о
правилах сотрудничества в группе и в дальнейшей работе стараемся им
следовать. При чтении по ролям дети сами распределяют роли в группе, функции
каждого члена группы, корректируют ошибки. Тем самым вырабатывается умение
слушать друг друга и позиция партнера по общению или деятельности.
Формирование личностных УУД – процесс долгий и
сложный, требующий проведения кропотливой работы и в урочное и во внеурочное
время. Сейчас работаю над созданием детского коллектива класса, отработкой
умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Стараюсь в работе с первоклассниками создавать
ситуацию успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
Совет коллегам: при
планировании уроков ставить понятные и значимые для учеников цели,
продумывать каждое их действие, потому что любое действие должно быть
осмысленным. Удачи, творческих полетов
Использованная литература:
1.
Виноградова, Н.Ф.
Проблемы реализации Государственного стандарта начального общего
образования /Н.Ф. Виноградова// Начальное образование. - 2010. - № 1.
2.
Жидкина
И.П. «Деятельность
учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО». - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/deyatelnost-uchitelya-po-formirovaniyu-uud-v--0
3.
Планируемые
результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. С.В.
Анащенкова, М.З. Биболетова и др. – М.: Просвещение, 2010.
|
|
|
|