Пятница
11.07.2025
14:46
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Cайт учителя начальных классов Титовой Светланы Анатольевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи и выступления [5]
Выступления на семинарах, методических объединениях, статьи в печатных изданиях
Родительские собрания [3]

Поиск

Главная » Статьи » Для педагогов » Мои статьи и выступления

Реализация требований ФГОС: особенности преподавания в 1 классе (окончание статьи)
    

Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений»

 Это специально отведённое место в классе(стенд), специальная детская тетрадь, где в схематической форме отражаются достижения учащихся в той или иной сфере деятельности.

 «Карта достижений» может помочь учащимся:

ü Со           Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для  решения учебно-практических задач.

ü По           Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете.

ü Де            Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.

           «Карта знаний и достижений» может стать средством:

ü Пл            Планирования

ü Уд           Удержания предметной логики в течение учебного года

ü Ре            Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете

                                                                           Связь УУД с содержанием учебных предметов

 Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

 1.  Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность.

 2.  Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации  образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

 3.  Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании.

 4.  Способы учета уровня их сформированности -   в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.

 5.  Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения                                                              

Смысловые  акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное самоопределе-ние

нравственно-этическая ориентация

смысло-образование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)

познавательные общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;    самовыражение: монологические высказывания разного типа. 

 Преемственность формирования универсальных учебных действий

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Готовность  детей к обучению в школе  при переходе от дошкольного к начальному общему образованию необходимо рассматривать как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовности.

Физическая готовность определятся состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

ü ориентации на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

ü четкого представления о планируемых результатах обучения на ступени обучения;

ü целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД  в образовательном процессе.


Из опыта работы

       На первых уроках обучения грамоте я ставила перед  учащимися учебные задачи, сначала вместе со мной, а потом и сами дети объясняли последовательность своих действий. Ориентируясь на модель слова при проведении звукового анализа, первоклассники проговаривали свои действия и выработали следующий алгоритм:

1.     Определяю количество звуков в слове.

2.     Называю эти звуки.

3.     Даю им характеристику.

4.     Обозначаю каждый звук фишкой.

Сначала эти действия выступают как предметные, а в дальнейшем план выполнения учебной задачи используется, как алгоритм действий и может быть использован при работе с любым учебным содержанием. Предметные действия переходят в формирование познавательных и регулятивных УУД.

Использую в своей работе метод «фиксации ошибки». Сама не исправляю ошибку в «Прописи», которую допустил ученик, а только фиксирую ее место. Ребенок самостоятельно находит ошибку, выясняет причину ее возникновения, собственной рукой исправляет. Также использую и взаимоконтроль при работе в парах. Дети обмениваются тетрадями и находят ошибку в работе соседа. Таким образом, школьник вводится в ситуацию самоконтроля взаимоконтроля, выступает ответственным за свою деятельность, у него формируются регулятивные УУД.

На уроках литературного чтения с целью внедрения сотрудничества в обучение и формирования коммуникативных УУД приучаю детей совместно планировать деятельность. Предварительно мы договариваемся о правилах сотрудничества в группе и в дальнейшей работе стараемся им следовать. При чтении по ролям дети сами распределяют роли в группе, функции каждого члена группы, корректируют ошибки. Тем самым вырабатывается умение слушать друг друга и позиция партнера по общению или деятельности.

Формирование личностных УУД – процесс долгий и сложный, требующий проведения кропотливой работы и в урочное и во внеурочное время. Сейчас работаю над созданием детского коллектива класса, отработкой умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Стараюсь в работе с первоклассниками создавать ситуацию успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

Совет коллегам: при планировании уроков ставить понятные и значимые для учеников цели, продумывать каждое их действие, потому что любое действие должно быть осмысленным. Удачи, творческих полетов

Использованная литература:

 

1.  Виноградова, Н.Ф. Проблемы реализации Государственного стандарта начального общего образования /Н.Ф. Виноградова// Начальное образование. - 2010. - № 1.

2.  Жидкина И.П. «Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО». - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/deyatelnost-uchitelya-po-formirovaniyu-uud-v--0

3.  Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. – М.: Просвещение, 2010.

 

                                                                                                                                

 

 

Категория: Мои статьи и выступления | Добавил: fOrZ (24.02.2013)
Просмотров: 810 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]