Родительское собрание
«Адаптация первоклассников к
школьной жизни»
Адаптация – это перестройка
организма, направленная на приспособление к новым условиям.
Адаптация первоклассника к школе
может длиться от двух до шести месяцев , это - многоплановый процесс.
Составляющие этого процесса:
Ø
физиологическая адаптация;
Ø социально-психологическая
адаптация
Физиологическая адаптация.
•некоторые
дети худеют к концу 1-ой четверти;
•
у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком
утомления);
•
у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления);
•
многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания
в 1-ой четверти.
•Проявлениями
трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность
детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Дети,
имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются,
работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.
Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых.
Необходимо:
•Во-первых, по возможности, снизить для них
психологическую нагрузку. Для этого
желательно им обеспечить
2-часовой дневной сон.
•Во-вторых,
нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных
прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов).
В-третьих, помните о необходимости психологической
поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и
уважают, несмотря на все школьные трудности
Социально-психологическая адаптация.
•Ребенок проходит через особый этап своего развития -
кризис 7 (6) лет.
•Изменяется
социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль
"ученик".
•Происходит переоценка ценностей.
То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет
отношение к учебе, становится более ценным.
•У
половины детей, поступающих в школу, нет "внутренней позиции школьника«,
когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу еще не
сформирована.
•Необходимо
помочь ребенку принять "позицию школьника": чаще ненавязчиво
беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что
будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником
в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или
совсем без правил.
•В
период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка.
•В
этот период интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут
за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в
общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности.
Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на
развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
•Родители должны учитывать обобщение переживаний при
общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка,
оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это
временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.
•Неприятным
для родителей кризисным проявлением становятся кривляние, манерность,
неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность.
•Не
у всех первоклассников одинаково проходит адаптация к детскому коллективу.
•Если
происходят какие-то проблемы в общении со сверстниками, покажите ребенку, что
Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он
успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия
сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае.
Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь,
какие шаги предпринять. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с
возникшими трудностями, показать искреннюю веру в его возможности.
Понимание, терпение и любовь
помогут нашим детям
|